|
ПЛАЩАНИЦА БОГОРОДИЦЫ | |
|
Георгий Каландия
ПЛАЩАНИЦА БОГОРОДИЦЫ МАРИИ, МИФ, РЕАЛЬНОСТЬ, СЕНСАЦИЯ
Она окружена мифами и легендами, ее восхваляли в стихах и поэмах, устраивали войны ради обладания ею, крали, возводили храмы, хранили за семью замками, чтобы сделать ее прекраснее не жалели золота, серебра и жемчуга, только император Византии, после троекратного омовения, мог прикоснуться к ней, она исцелила много страждущих и свершила еще массу чудес. Она хранится в Грузии, в красивейшем дворце Дадиани, и имя ей - святейшая плащаница Марии Богородицы. По христианским преданиям Залогом заступничества своего Богоматерь даровала православной Греческой церкви честную ризу свою и пояс. Но вскоре она попала в Византию. В царствование греческого императора Льва Великого (457-471гг) родные братья Галвий и Кандид, знатные сановники, путешествуя по Палестине на поклонение св. местам, остановились в небольшом селении, Назарете, в небогатом доме одной благочестивой, престарелой девицы. Сидя за трапезой, они увидели внутреннюю комнату, освещенную множеством свеч и благоухающую фимиамом, и там много больных мужчин, женщин и детей, лежавших на полу. По убедительным просьбам путешественников, благочестивая еврейка должна была сознаться, что это место полно благодати – здесь, в малом ковчеге, хранилась священная одежда Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева пред Успением своим ризу завещала двум бедным вдовицам, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц завещала, чтоб этот благословенный дар был всегда вверяем по наследству от одной девицы к другой и храним с великим благоговением. Удостоверившись в чудодейственной силе ризы, в том, что она, точно, есть риза Богоматери, братья продолжили путь свой в Иерусалим, но умыслили хитростью овладеть бесценным сокровищем. Они приготовили ковчег, сходный с виденным у еврейки, и на обратном пути поставили его на место и покрыли его златотканым покровом, а себе взяли настоящий, со священною ризою, и, простившись с хозяйкою, поспешили в Константинополь. Здесь, на морском берегу, они устроили молитвенный дом, куда и положили священное сокровище. Это место принадлежало им и называлось Влахернами. Вскоре оказалось, что не было возможности скрывать от людей Божественное сокровище,
многие чудеса совершались ежедневно, и Великая благодать изливалась на всех. Тогда оба брата, объятые ужасом, поспешили возвестить императору Льву о благодатных знамениях. Священная риза была принята им с великою радостью, и немедленно был построен великолепный храм в честь Богоматери, называемый Влахернским, на берегу залива того же имени. По удостоверению историка Никифора Каллиста, в 6| веке, "риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими, побеждая естество и время". Пимен, русский митрополит, упоминает в 1387 году, что он "в день Положения ризы Богоматери" был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы. 2 июля, день переноса ризы Богородицы из Палестины в Константинополь, христианская церковь провозгласила праздником. В 1207 году, после разгрома Константинополя крестоносцами, было разграблено много реликвий, но, как видно, риза богородицы не попала в руки разбойников, так как среди святынь богородицы, унесенных из Влахернского собора, упоминается только ее головной убор, переданный Генрихом де Ульменом Трирскому монастырю. Именно в Константинополе свершила риза первое чудо. Весной 626 года огромная армия персов и хазар под командованием Шахрвараза подступила к Босфору и двинулась в сторону Константинополя. В это время император Византии Ираклий (610-641) был в Лазике и готовился к нападению на персов. Руководство городом было возложено на патриарха Сергия (610-638). Но когда враг окружил Константинополь и начал его штурм, византийцы не смогли оказать сопротивления, и впустили персов в город. Тогда патриарх, вместе с другими святынями, вынес ризу Богородицы и начал молиться. Согласно историческому источнику в это время разразился страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского собора, а бушующее море поглотило персидский и хазарский флот. А согласно некоторым другим историческим источникам, плащаница Девы-Марии спасла Константинополь от нашествия сарацинов. С апреля по сентябрь 673 года флот неутомимого воина Моавии стоял под стенами Константинополя. Немного оставалось до падения осажденного города, но корабли сарацинов были уничтожены и утоплены византийцами благодаря заступничеству ризы Богородицы. Византийские и русские источники в один голос рассказывают нам об еще одном чуде, совершенном ризой пресвятой Девы. В 866 году витязи Аскольд и Дир предприняли поход к Царьграду с языческой дружиной на 200 вооруженных судах, открыли себе путь в Черное море и в самый Константинопольский пролив, опустошили берега Мраморного моря и заставили трепетать столицу империи. Во время осады Царьграда неприятельскими войсками, Блаженный Патриарх Фотий, при пении священных песней вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море, тихое и спокойное. Вдруг оно закипело бурею и разбило суда руссов. Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. Подтверждение этому факту мы находим у византийского историка XI века Кедрена. По его словам "испытали руссы Божью власть и отступили". Эти факты подтверждают историки XI века Лев Грамматик и Симеон Логофет. Но возникает один важный вопрос, как попала в Грузию святыня, значение которой для всего христианского мира трудно переоценить. Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые не могут пожаловаться на недостаток исторических источников, поэтому, последуем за документальным материалом. Первую интересную справку дает миссионер XVII века, префект Теотинского ордена миссии в Мингрелии Джузеппе Мария Дзампа. Приведем обширную цитату из его сочинения: "У этого народа (беседа о мингрелах) есть много реликвий, которые они, в первую очередь, получили в то время, когда здесь процветало христианство, и их правители общались с константинопольскими императорами, присылавшими им в дар много реликвий. В дальнейшем, эти реликвии они получали также от духовных лиц Константинополя… и, наконец, получили реликвии от тех святых отцов, которые, после взятия Византии турками, во избежание мусульманской тирании, нашли прибежище в Мингрелии и в соседних странах. Говорят, что в те времена в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собой плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице. Наши падре видели ее. Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой. В длину она равна восьми римским ладоням , в ширину – четырем, рукава в одну ладонь и узкий ворот. Я тоже видел ее в Хобской церкви, где она хранится в ларце, усыпанном драгоценными камнями и запечатанном". В вышеизложенном рассказе миссионера, кроме описания святой реликвии, обращает внимание одно обстоятельство. В нем даны предположительные пути и возможности, которыми христианская святыня достигла Мингрелии. Другую версию того, как попала риза Богородицы в Хобский монастырь, предлагают русские послы XVII века Алексей Иевлев и Никифор Толочанов. В 1650-1652 гг. они пребывали в Имеретии. Монахи, прибывшие из Афонского монастыря для сбора пошлины, поведали послам, что в Хобском монастыре с давних пор хранится риза Богоматери. Она привезена из Константинополя одним книгохранителем, когда в Греции начались гонения на святые иконы, во времена царя Феофила… Та риза, должно быть сшита из миткали или святой бязи… Сама риза цвета сахара. Та риза Богородицы хранится в серебряной раке и покоится на алтаре той церкви. "Я, Алексий, спросил о той плащанице Богородицы митрополита Захария, видел ли он ее и правда ли это риза Пресвятой Девы. Митрополит ответил, что видел ее много раз и что принесена она книгохранителем в те времена, когда были гонения на святые иконы в (Греции). То правда риза Богородицы, и многих страждущих исцелила она". Интересную справку дает и итальянский миссионер XVII века дон Христофор де Кастелли, по его словам: " Риза Господня находится в Хобском монастыре, куда принесли ее греки, после взяти Константинополя сарацинами. Это видно из надписей, которые сбережены вместе с той сокровищницей". Представленные документы, критическое изучение других иностранных письменных источников показало, что плащаница Богородицы Марии хранилась в Влахернском соборе, в Византии до 1453 г., затем след обрывается. Византийская империя тонет в крови, рушатся и обращаются в пепел великие памятники христианской культуры. Константинополь становится Истамбулом и почти в то же время теряется риза Девы Марии. Но проходит несколько сот лет, и эту святыню миссионеры-католики находят в Мингрелии, в Хобском соборе. То же пишут русские послы своему государю. Риза Богородицы Марии после длительного и опасного путешествия навеки находит в Грузии свое пристанище. После этого плащаница претерпела много метаморфоз. В XVII веке патриарх Иерусалимский Доротеус попытался вывезти ее. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец и приставил к нему стражников. Но и это не спасло ризу от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена монахами на второй же день. С установлением большевизма нежно лелеемую ризу все забыли, и она несколько лет беспризорно покоилась в Хобском храме XIII века, ее заливало дождем и засыпало снегом. В 1936 г. "этой старой тряпкой" заинтересовался директор музея дворца Дадиани и перенес ее из храма в фонды музея, после этого несколько десятков лет святыня хранилась в труднодоступной Девичьей башне дворца, и, наконец, свершилось чудо. В конце XX века, когда люди, отягченные повседневными проблемами, почти перестали удивляться чему бы то ни было, риза явила чудо перед верующими и атеистами. А все началось так – группа ученых (Георгий Каландия, Лили Берая, Георгий Агекян, Буба Кудава) приступила к ее изучению. Во время одного из этих мероприятий, когда на позитиве кинопленки, отснятой операторами студии "Мематиане" Давидом Асатиани и Гурамом Рогава, на плащанице Богородицы Марии, подобно метке, появилось два изображения Иисуса Христа. Первое, появившееся в правом углу ризы, отличается особенной четкостью и яркостью. Второе – поменьше, и менее заметно. Оба изображения невозможно увидеть невооруженным глазом и, пока, воспринять их способна только кинопленка. Это открытие тут же напомнило нам о знаменитой Туринской плащанице. Имеет ли место в нашем случае то же явление, нам покажут будущие научные исследования. Очень скоро, для выяснения возраста Ризы, будет проведен углеродный анализ и, мы надеемся, что этот величайший клад христианского мира предстанет перед верующими со своей двухтысячной историей.
Хитон Богоматери
Православная Церковь литургически отмечает несколько событий, связанных с одеждой Пресвятой Богородицы, свидетельствую тем самым о своей великой любви и почтение к Давшей жизнь Спасителю человеческого рода Господу нашему Иисусу Христу. Так, например, известны такие праздники, как положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15/2 июля), положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (13 сентября/31 августа)- празднуемые события связаны с различными историческими происшествиями в результате которых эти части одежды Пречистой Девы оказались в Константинополе, во Влахернском храме Богородицы. Кстати, наш храмовый праздник Покрова Пресвятой Богородицы также связан со Влахернским храмом, так как именно в нем, во время богослужения святой Андрей Юродивый видел, как Пресвятая Дева осеняла своей ризой, как покровом молящихся в храме византийцев. Известно также, что и у нас в России стараниями князя Василия Голицына часть ризы Богородицы была принесена в Москву и хранилась в Московском Успенском соборе. Относительно пояса Богоматери известно, что пояс был разделен на две части - одна из которых находится в афонской обители Ватопед. а другая оказалась в Адрианополе. Часть пояса Богородицы находилась в Грузии, в Зугдиди, где по распоряжению императора Александра I, был построен храм для хранения святыни. И вот неожиданное известие: в Грузии. в запасниках государственного музея в Зугдиди учеными была обнаружен хитон Богоматери. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. Согласно некоторым историческим свидетельствам хитон оказался в Иверии либо во время иконоборческих гонений 8-го века, либо после падения Константинополя в 15 веке. О нахождении хитона в Грузии упоминает антиохийский патриарх Макарий и русские послы Феодот Елицин и Павел Захарьев и иностранные источники того времени.
Главная.Back |